Землетрясение- это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний. Точку в земной коре, из которой расходятся сейсмические волны, называют гипоцентром землетрясения. Место на земной поверхности над гипоцентром землетрясения по кратчайшему расстоянию называют эпицентром.
Интенсивность землетрясения оценивается по 12-балльной сейсмической шкале, для энергетической классификации землетрясений пользуются магнитудой.
Условно землетрясения подразделяются на слабые (1-4 балла), сильные (5-7 баллов) и разрушительные (8 и более баллов).
При землетрясениях лопаются и вылетают стекла, с полок падают лежащие предметы, шатаются шкафы, качаются люстры, с потолка осыпается побелка, а в стенах и потолках появляются трещины.
Все это сопровождается оглушительным шумом разрушения зданий и сооружений.
Всего десяток сильных сотрясений разрушает все здание. В среднем землетрясение длится 5-20с.
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЮ
Заранее продумайте план действий во время землетрясения при нахождении дома, на работе в кино, театре, на транспорте и на улице. Разъясните членам своей семьи, что они должны делать во время землетрясения и обучите их правилам оказания первой медицинской помощи.
Держите в удобном месте документы, деньги, карманный фонарик. Уберите кровати от окон и наружных стен. Закрепите шкафы, полки и стеллажи в квартирах. Не следует ставить тяжелые предметы на верхние полки и антресоли. Опасные вещества (ядохимикаты, легковоспламеняющиеся жидкости) храните в надежном, хорошо изолированном месте.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ВО ВРЕМЯ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ
Ощутив колебания здания, увидев качание светильников, падение предметов, услышав нарастающий гул и звон бьющегося стекла, не поддавайтесь панике (от момента, когда вы почувствовали первые толчки, до опасных для здания колебаний у вас есть 15-20 с).
Быстро выйдите из здания. Покидая помещение, спускайтесь по лестнице, а не на лифте. Оказавшись на улице, оставайтесь там, но не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство.
Если вы вынуждено остались в помещении, то встаньте в безопасном месте: у внутренней стены, в углу, во внутреннем стенном (дверном) проеме или у несущей стены. Держитесь подальше от окон и тяжелой мебели. Если с вами дети - укройте их собой.
Держитесь в стороне от нависающих балконов, карнизов, парапетов, опасайтесь оборванных проводов.
Если вы находитесь в автомобиле, оставайтесь на открытом месте, но не покидайте автомобиль, пока толчки не прекратятся. Будьте в готовности к оказанию помощи при спасении других людей.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ
Окажите первую помощь нуждающимся. Освободите попавших в легкоустранимые завалы. Будьте осторожны! Обеспечьте безопасность детей, больных, стариков. Успокойте их. Включите радиотрансляцию (при отсутствии электричества – радио, это единственный способ оповещения населения в помещениях). Подчиняйтесь указаниям местных властей, штаба по ликвидации последствий стихийного бедствия.
Проверьте, нет ли повреждений электропроводки. Устраните неисправность или отключите электричество в квартире. Помните, что при сильном землетрясении электричество в городе отключается автоматически. Спускаясь по лестнице, будьте осторожны, убедитесь в ее прочности. Не подходите к явно поврежденным зданиям, не входите в них.
Будьте готовы к сильным повторным толчкам, так как наиболее опасны первые 2-3 ч после землетрясения. Не входите в здания без крайней нужды. Не выдумывайте и не передавайте никаких слухов о возможных повторных толчках. Пользуйтесь официальными сведениями.
Если вы оказались в завале, оцените обстановку. Постарайтесь установить связь с людьми, находящимися вне завала (голосом, стуком). Экономьте силы. Человек может обходиться без пищи более полумесяца.
Интернет это полезная и интересная вещь, если правильно ею пользоваться, но у всякой медали есть своя оборотная сторона. В виртуальном мире нас подстерегает множество опасностей, о которых мы не имеем ни малейшего понятия. Поэтому надо знать основные правила работы в Интернет и соблюдать их.
Это важно!
- Я не скажу о себе ничего (ни адреса, ни телефона, ни других сведений) без разрешения родителей.
- Я никогда не передам по Интернет своей фотографии.
- Я никогда не встречусь ни с кем, кого знаю только по Интернет, без разрешения родителей. На встречу я пойду с отцом или с матерью.
- Я никогда не отвечу на сообщение, которое заставляет меня краснеть, будь то электронное письмо или общение в чате.
- Я буду разговаривать об Интернет с родителями.
- Я буду работать только тогда, когда они разрешат мне, и расскажу им обо всем, что я делал в Интернет.
Безопасность при хождении по сайтам и по приему электронной почты:
- Не ходите на незнакомые сайты!
- Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на макровирусы.
- Если пришел exe-файл, даже от знакомого, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину в вашей программе чтения почты.
- Не заходите на сайты, где предлагают бесплатный Интернет (не бесплатный e-mail, это разные вещи).
- Никогда, никому не посылайте свой пароль!
- Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.
Информация для родителей:
Если ваши дети пользуются Интернетом, вы, без сомнения, беспокоитесь о том, как уберечь их от неприятностей, которые могут подстерегать их в путешествии по этому океану информации. Хотя значительная часть ресурсов Интернета не может нанести вреда детям, распространение материалов, предназначенных только для взрослых или неприемлемых по какой-либо другой причине, может легко привести к неприятным последствиям. Кроме того, к сожалению, встречаются люди, которые пытаются с помощью Интернета вступать в контакт с детьми, преследуя опасные для ребенка или противоречащие закону цели.
Ниже перечислены некоторые возможные опасности, с которыми сопряжен доступ детей к Интернету:
Итак, что же можно сделать?
Интернет-серфинг действительно сопряжен с определенным риском, однако это ни в коем случае не является основанием для того, чтобы ваша семья отказалась от всех привлекательных возможностей, предоставляемых Всемирной сетью. К счастью, существуют многочисленные средства, позволяющие родителям оградить себя и своих детей от неприятностей, связанных с Интернетом.
Побеседуйте с детьми:
Первое, что необходимо сделать, — это объяснить детям, что нахождение в Интернете во многом напоминает пребывание в общественном месте. Многие опасности, подстерегающие пользователя Интернета, очень схожи с риском, возникающим при общении с чужими людьми, и дети должны понимать, что, если они не знают человека, с которым вступили в контакт, лично, это означает, что они общаются с незнакомцем, что запрещено и в реальной, а не только в виртуальной действительности.
Разработайте правила пользования Интернетом:
Эти простые меры, а также доверительные беседы с детьми о том, каких правил им следует придерживаться при использовании Интернета, позволят вам чувствовать себя спокойно, отпуская ребенка в познавательное и безопасное путешествие по Всемирной сети.
Снежный занос -это гидрометеорологическое бедствие, связанное с обильным выпадением снега, при скорости ветра свыше 15 м/с и продолжительности снегопада более 12 ч.
Метель- перенос снега ветром в приземном слое воздуха. Различают поземок, низовую и общую метель. При поземке и низовой метели происходит перераспределение ранее выпадавшего снега, при общей метели наряду с перераспределением происходит выпадение снега из облаков. Снежные заносы и метели типичны для многих районов России. Их опасность для населения заключается в заносах дорог, населенных пунктов и отдельных зданий. Высота заносов может быть более 1 м, а в горных районах до 5-6 м. Возможно снижение видимости на дорогах до 20-50 м, а также частичное разрушение легких зданий и крыш, обрыв воздушных линий электропередачи и связи.
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К МЕТЕЛЯМ И ЗАНОСАМ
Если вы получили предупреждение о сильной метели, плотно закройте окна, двери, чердачные люки и вентиляционные отверстия. Стекла окон оклейте бумажными лентами, закройте ставнями или щитами. Подготовьте 2-3-суточный запас воды и пищи, топлива, запасы медикаментов, средств автономного освещения (фонари, керосиновые лампы, свечи), походную плитку, радиоприемник на батарейках. Уберите с балконов и подоконников вещи, которые могут быть захвачены воздушным потоком. Включите радиоприемники и телевизоры -по ним может поступить новая важная информация. Подготовьтесь к возможному отключению электроэнергии.
Перейдите из легких построек в более прочные здания. Подготовьте инструмент для уборки снега.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ВО ВРЕМЯ СИЛЬНОЙ МЕТЕЛИ
Лишь в исключительных случаях выходите из зданий. Запрещается выходить в одиночку. Сообщите членам семьи или соседям, куда вы идете и когда вернетесь.
В автомобиле можно двигаться только по большим дорогам и шоссе. При выходе из машины не отходите от нее за пределы видимости. Остановившись на дороге, подайте сигнал тревоги прерывистыми гудками, поднимите капот или повесьте яркую ткань на антенну, ждите помощи в автомобиле. При этом можно оставить мотор включенным, приоткрыв стекло для обеспечения вентиляции и предотвращения отравления угарным газом.
Если вы потеряли ориентацию, передвигаясь пешком вне населенного пункта, зайдите в первый попавшийся дом, уточните место вашего нахождения и, по возможности, дождитесь окончания метели. Если вас покидают силы, ищите укрытие и оставайтесь в нем. Будьте внимательны и осторожны при контактах с незнакомыми вам людьми, так как во время стихийного бедствия резко возрастает число краж из автомобилей, квартир и служебных помещений.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ СИЛЬНОЙ МЕТЕЛИ
Если в условиях сильных заносов вы оказались блокированы в помещении, осторожно, без паники, выясните, нет ли возможности выбраться из-под заносов самостоятельно (используя имеющиеся инструмент и подручные средства). Сообщите в территориальный отдел гражданской защиты района или в администрацию населенного пункта о характере заносов и возможности их самостоятельной разборки.
Если самостоятельно разобрать снежные заносы не удается, попытайтесь установить связь со спасательными подразделениями. Включите радиотрансляционный приемник (телевизор) и выполняйте указания местных властей. Примите меры к сохранению тепла и экономному расходованию продовольственных запасов.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ, ЕСЛИ ВЫ НАХОДИТЕСЬ В ЗОНЕ ОПАСНОСТИ
Соблюдайте основные правила поведения в районах схода лавин:
не выходите в горы в снегопад и непогоду;
находясь на природе вблизи заснеженных гор, следите за изменением погоды;
выходя в окрестности гор, знайте в районе своего пути или прогулки места возможного схода снежных лавин;
избегайте мест возможного схода лавин. Они чаще всего сходят со склонов крутизной более 30°,если склон без кустарника и деревьев - при крутизне более 20°. При крутизне более 45° лавины сходят практически при каждом снегопаде.
Помните, что наиболее опасный период схода снежных лавин - весна, с 10 ч утра до захода солнца.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ СХОДЕ ЛАВИНЫ
Если лавина срывается достаточно высоко, ускоренным шагом или бегом уйдите с ее пути в безопасное место или укройтесь за выступом скалы, в выемке (нельзя прятаться за молодыми деревьями). Если от лавины невозможно уйти, освободитесь от вещей, примите горизонтальное положение, поджав колени к животу и сориентировав тело по направлению движения лавины.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ, ЕСЛИ ВАС НАСТИГЛА ЛАВИНА
Закройте нос и рот рукавицей, шарфом, воротником; двигаясь в лавине, плавательными движениями рук старайтесь держаться на поверхности лавины, перемещаясь к краю, где скорость ниже. Когда лавина остановилась, попробуйте создать пространство около лица и груди, оно поможет дышать. Если представится возможность, двигайтесь в сторону верха (верх можно определить с помощью слюны). Оказавшись в лавине, не кричите – снег полностью поглощает звуки, а крики и бессмысленные движения только лишают вас сил, кислорода и тепла. Не теряйте самообладания, не давайте себе уснуть, помните, что вас ищут (известны случаи, когда из-под лавины спасали людей на 5-е и даже 13-е сутки).
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ СХОДА ЛАВИНЫ
Если вы оказались вне зоны схода лавины, сообщите любыми способами о происшедшем в администрацию любого населенного пункта и приступайте к поиску и спасению пострадавших. Выбравшись из-под снега самостоятельно, осмотрите свое тело и при необходимости окажите себе помощь. Добравшись до ближайшего населенного пункта, сообщите о происшедшем в местную администрацию. Обратитесь в медпункт или к врачу. Сообщите родным.
Гололед - это слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах (деревьях, проводах и т. д.) при намерзании переохлажденного дождя и мороси (тумана). Обычно гололед наблюдается при температуре воздуха от 0 до минус 3°С. Корка намерзшего льда может достигать нескольких сантиметров.
Гололедица —это тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания, а также замерзания мокрого снега и капель дождя.
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ГОЛОЛЕДУ (ГОЛОЛЕДИЦЕ)
Если в прогнозе погоды дается сообщение о гололеде или гололедице, примите меры для снижения вероятности получения травмы. Подготовьте малоскользящую обувь, прикрепите на каблуки металлические набойки или поролон, а на сухую подошву наклейте лейкопластырь или изоляционную ленту, можете натереть подошвы песком (наждачной бумагой).
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ГОЛОЛЕДЕ (ГОЛОЛЕДИЦЕ)
Передвигайтесь осторожно, не торопясь, наступая на всю подошву, при этом ноги должны быть слегка расслаблены, руки свободны. Пожилым людям рекомендуется использовать трость с резиновым наконечником или специальную палку с заостренными шипами. Если вы поскользнулись, присядьте, чтобы снизить высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться, и, перекатившись, смягчить удар о землю.
Гололед зачастую сопровождается обледенением. В этом случае особое внимание обращайте на провода линий электропередач, контактных сетей электротранспорта.
Если вы увидели оборванные провода, сообщите администрации населенного пункта о месте обрыва.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СОСТОЯНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЛЬДА
Один из опознавательных признаков прочности льда - его цвет. Во время оттепели или дождей лед становится белым (матовым), а иногда и желтоватым (значит он непрочен). Надежный ледяной покров имеет синеватый или зеленоватый оттенок.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ПОДЛЕДНОГО ЛОВА
• Не пробивать рядом много лунок.
• Не собираться большими группами в одном месте.
• Не пробивать лунки на переправах.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПРОВАЛИВАНИИ ЛЮДЕЙ И ТЕХНИКИ ПОД ЛЕД
Если вы провалились под лед:
1. Широко раскиньте руки по кромке льда и постарайтесь удержаться от погружения с головой.
Действуйте решительно, не паникуйте: и до вас многие попадали в такую ситуацию.
2.Старайтесь не обламывать кромку, без резких движений выбраться на лед, наползая грудью и поочередно выталкивая на поверхность ноги. Главное - занять как можно большую площадь опоры. Выбравшись из пролома, откатитесь, а затем ползите в сторону, откуда шли (и где прочность льда, таким образом, проверена).
3.Несмотря на то, что от сырости и холода вам хочется побежать и согреться, будьте осторожны до самого берега.
4.На берегу в безопасном месте некоторое время катайтесь на снегу в мокрой одежде, так как сухой снег впитывает влагу как губка. Действуя по обстановке, найдите место для обогрева и просушки одежды.
Если на ваших глазах человек провалился под лед:
1.Немедленно крикните, что идете на помощь.
2.К полынье приближайтесь только ползком, широко раскинув руки. По возможности положите под себя лыжи, доску, фанеру (для увеличения площади опоры) и ползите на них. Не подползайте к самому краю льда - провалитесь сами. Не доползая до полыньи, протяните пострадавшему шест, ремни, шарфы, любую доску или жердь, санки, лыжи и т. п. Бросать связанные ремни, шарфы или доски нужно за 3-4 м до кромки льда.
Если вы с машиной провалились под лед:
1.Некоторое время машина может держаться наплаву и у вас есть несколько секунд, чтобы из нее выскочить.
2.Если вы не успели покинуть автомобиль, и он погрузился под воду, не открывайте двери, так как тут же вода хлынет внутрь и машина начнет резко погружаться.
3.При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Это немало. Есть возможность оценить обстановку, активно провентилировать легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом "впрок"), избавиться от лишней одежды, мысленно представить себе путь наверх.Хочу такой сайт
4.Выбирайтесь через дверь или окно (если сможете - через опущенное стекло), протиснетесь наружу, взявшись руками за крышу, подтянитесь, а затем резко плывите вверх. Выбирайтесь наружу, когда машина наполнится водой наполовину, так как если резко распахнуть дверь и попытаться тут же выбраться, вам будет мешать поток воды, идущий в салон. Выбравшись из машины, имейте в виду, что у вас есть 30-40с для всплытия.
КАК СЕБЯ ВЕСТИ ПРИ ОТРЫВЕ ЛЬДИНЫ С ЛЮДЬМИ?
При отрыве льдины с находящимися на ней людьми следует:
1.Сосредоточиться на середине льдины, а лучше - на ледяном торосе (торос имеет наибольшую толщину); все имеющие вещи распределите равномерно по льдине. Ни в коем случае не находитесь и не подходите к ее краям.
2.Используйте имеющиеся полиэтиленовые пленки, чехлы, мешки, плащи, палатки для защиты тела от переохлаждения.
3.Среди группы людей, находящихся на льдине, старшим выберите человека, трезво мыслящего, обладающего хладнокровием, умеющего разговаривать с людьми.
4.Имеющиеся продукты питания, воду сосредоточьте в одном месте, выбрав ответственного за их хранение.
5.Не теряйте рассудок, не поддавайтесь страху и паническим настроениям. Помощь обязательно придет!
6. Для подачи сигнала бедствия можно использовать:
- зеркало (в солнечную погоду);
- флаг изготовленный из подручных средств махать им над головой при визуальном наблюдении людей на берегу и при появлении различного вида транспорта (корабль, вертолет, самолет);
- изготовьте импровизированный факел или разожгите костер из имеющегося материала, предварительно изготовив решетку.
Если вы увидели льдину и людей на ней, следует:
- При наличии плавательных средств - использовать их для снятия потерпевших с льдины с соблюдением мер безопасности.
- Если плавательные средства отсутствуют, запомнить время, направление ветра, место нахождения льдины и сообщить срочно оперативному дежурному МЧС (в полицию) по телефону.
Ураган - это атмосферный вихрь больших размеров со скоростью ветра до 120 км/ч, а в приземном слое - до 200 км/ч.
Буря - длительный, очень сильный ветер со скоростью более 20 м/с. Наблюдается обычно при прохождении циклона и сопровождается сильным волнением на море и разрушениями на суше.
Опасность для людей при таких природных явлениях заключается в разрушении дорожных и мостовых покрытий, сооружений, воздушных линий электропередачи и связи, наземных трубопроводов, а также поражении людей обломками разрушенных сооружений, осколками стекол, летящими с большой скоростью. Кроме того, люди могут погибнуть и получить травмы в случае полного разрушения зданий. При снежных и пыльных бурях опасны снежные заносы и скопления пыли ("черные бури") на полях, дорогах и населенных пунктах, а также загрязнение воды.
Основными признаками возникновения ураганов и бурь являются усиление скорости ветра и резкое падение атмосферного давления; ливневые дожди и штормовой нагон воды; бурное выпадение снега и грунтовой пыли. Если вы проживаете в районе, подверженном воздействию ураганов, ознакомьтесь с:
- сигналами оповещения о возможном стихийном бедствии;
- способами зашиты людей и повышения устойчивости зданий (сооружений) к воздействию ураганного ветра и штормового нагона воды;
- правилами поведения людей при наступлении ураганов, снежных и песчаных бурь;
- способами и средствами ликвидации последствий ураганов, штормового нагона воды, снежных и песчаных бурь, а также приемами оказания помощи пострадавшим, оказавшимся в завалах разрушенных зданий и сооружений;
- местами укрытия в ближайших подвалах, убежищах или наиболее прочных и устойчивых зданиях;
- путями выхода и районами размещения при организованной эвакуации из зон повышенной опасности;
- адресами и телефонами органов управления МЧС, администрации, комиссии по чрезвычайным ситуациям и ПБ вашего населенного пункта.
После получения сигнала о штормовом предупреждении приступайте к:
- укреплению крыш, печных и вентиляционных труб;
- заделыванию окон в чердачных помещениях (ставнями, щитами из досок или фанеры);
- освобождению балконов и территории двора от пожароопасных предметов;
- сбору запасов продуктов и воды на 2-3-е сут на случай эвакуации в безопасный район, а также автономных источников освещения (фонарей, керосиновых ламп, свечей);
- переходите из легких построек в более прочные здания или в защитные сооружения гражданской обороны.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ВО ВРЕМЯ УРАГАНА, БУРИ
Если ураган (буря) застал вас в здании, отойдите от окон и займите безопасное место у стен внутренних помещений, в коридоре, у встроенных шкафов, в ванных комнатах, туалете, кладовых, в прочных шкафах, под столами. Погасите огонь в печах, отключите электроэнергию, закройте краны на газовых сетях. В темное время суток используйте фонари, лампы, свечи; включите радиоприемник для получения информации органов управления МЧС и комиссии по чрезвычайным ситуациям и ПБ; по возможности, находитесь в заглубленном укрытии, в убежищах, погребах и т. п.
Если ураган или буря застали вас на улицах населенного пункта, держитесь как можно дальше от легких построек, зданий, мостов, эстакад, линий электропередачи, мачт, деревьев, рек, озер и промышленных объектов. Для защиты от летящих обломков и осколков стекла используйте листы фанеры, картонные и пластмассовые ящики, доски и другие подручные средства.
Старайтесь быстрее укрыться в подвалах, погребах и противорадиационных укрытиях, имеющихся в населенных пунктах. Не заходите в поврежденные здания, так как они могут обрушиться при новых порывах ветра.
При снежной буре укрывайтесь в зданиях.
Если вы оказались в поле или на проселочной дороге, выходите на магистральные дороги, которые периодически расчищаются, и где большая вероятность оказания вам помощи. При пыльной буре закройте лицо марлевой повязкой, платком, куском ткани, а глаза - очками.
Правила безопасности на воде для детей
Что нужно знать родителям про безопасность детей на воде
· Купаться надо часа через полтора после еды;
· Если температура воды менее +16 °С, то купаться вообще не рекомендуется, так как от холода могут начаться судороги или может произойти потеря сознания;
· При температуре воды от +17 до +19 °С и температуре воздуха около 25 °С, в воде не следует находиться более 10-15 минут;
· Плавать надо только в специально оборудованных для этого безопасных местах. Если вы решили поплавать, находясь в местах дикой природы, то выбирайте место с чистой водой, глубиной до 2-х метров, с ровным гравийным или песчаным дном и где течение воды слабое, то есть не превышает 0,5 м/с (для проверки бросьте в воду щепку или палочку). Всегда хорошо проверяйте дно и следите за купающимися детьми. Дети должны купаться у самого берега. Никогда не купайтесь в заболоченных местах;
· Если вы находитесь в нетрезвом состоянии, то не пускайте детей в воду, они, оставшись без присмотра, могут попасть в беду.
Основные правила безопасности детей на воде
· Запрещено заплывать за буйки, а если их нет, то слишком далеко от берега;
· Нельзя близко подплывать к судам;
· Нельзя прыгать в воду в местах, где мелко или незнакомое дно;
· Нельзя прыгать в воду с лодок, причалов, мостов и других, не предназначенных для этого мест;
· Нельзя после перегрева на солнце или долгого бега резко прыгать в холодную воду, это может вызвать шок и потерю сознания или остановку сердца. Предварительно надо сполоснуться водой;
· Нельзя купаться в шторм и при сильных волнах;
· Не купайся в водоемах, берег которых обложен большими камнями или бетонными плитами, они покрываются мхом становятся скользкими и по ним опасно и трудно выбираться;
· Надувные матрасы и круги предназначены для плавания только вблизи берега;
· Нельзя играть в воде в игры связанные с захватами соперника и удержанием его под водой, твой товарищ может захлебнуться и потерять сознание.
Техника безопасности на воде для детей – поведение в критических ситуациях
Правила безопасности на воде для детей – без паники
Часто люди тонут из-за того что поддаются панике и не умеют контролировать свое тело. Надо научиться отдыхать лежа на воде, это поможет восстановить силы. Для этого надо перевернуться на спину, руки надо слегка развести в стороны, ноги тоже и можно немного согнуть. Если тело постепенно погружается в воду, то можно легкими расслабленными движениями поддерживать его на поверхности.
Если во время плавания ты попал в заросли водорослей – не паникуй. Плыви медленно и аккуратно, освобождайся от стеблей растений, гребки совершай у самой поверхности воды.
Если ты попал в водоворот, то надо набрать в легкие как можно больше воздуха, нырни под воду и резко под водой сверни в сторону от водоворота.
Если ты попал в сильно течение, то не пытайся плыть против него – это заберет все силы. Плыви по течению, но под таким углом, чтобы всё время приближаться к берегу. Возвращайся назад по суше.
При плавании в океане или море можно столкнуться с явлением - «канал обратной тяги». Это место, где волны возвращаются обратно. Попав в такое место пловца будет относить от берега. В таком случае надо плыть перпендикулярно каналу (то есть, по сути, вдоль берега), так как он обычно не шире 50 метров, а уже когда течении ослабнет направляться к берегу. Для возвращения используй силу волн, пусть они накатываются на твою спину и подталкивают к берегу.
Правила безопасности на воде для детей – как избавится от судороги
Если ты чувствуешь, что мышцу свела судорога, надо немедленно выйти из воды. Если ты не возле берега и доплыть быстро не удастся, то сделать можно следующее:
· Судорога пройдет, если мышцу которую она свела уколоть чем-то острым, например, булавкой. Именно поэтому при дальних и долгих заплывах рекомендуется прикалывать сбоку плавок небольшую английскую булавку. Но тебе вообще не надо делать такие заплывы - это лучшая защита от судорог;
· Если ты чувствуешь, что устаешь и тело начинают хватать слабые кратковременные судороги, перевернись на спину, отдохни и плыви какое-то время на спине;
· Если судорога свела пальцы руки, то надо резко сжать пальцы в кулак, а затем резко выбросить руку вперед и в наружную сторону (правую - вправо, левую - влево) при этом разжав резко пальцы;
· Если судорога свела икроножную мышцу, то надо принять согнутое положение, и потянуть двумя руками стопу, сведенной судорогой ноги, на себя к животу и груди;
· Если судорога свела мышцу бедра, то надо обхватить руками лодыжку ноги с наружной стороны (ближе к стопе) и с силой потянуть её назад к спине.
Потренируйся делать движения, которые помогут тебе избавиться от судороги. Пусть взрослые проверят, насколько правильно ты их делаешь. Это важные знания, от них может зависеть твоя жизнь. При этом надо помнить, что есть несколько методик избавления от судорог. Мы привели лишь основные из них и возможно тебе будет удобней использовать другую. Например, от сведения икроножной мышцы можно избавиться с силой потянув ногу за большой палец во внутрь, как бы проворачивая её в колене и сгибая в середину к животу. Но всегда помни, что самая лучшая защита от судорог, это не плавать долго и далеко от берега и не лезть в холодную воду. Всегда соблюдай правила безопасности и ты будешь надежно защищен!
Правила безопасности на воде для детей – спасение утопающих
Тонущий человек практически никогда не кричит, как показывают в фильмах. У него нет сил кричать, он борется за глоток воздуха. Поэтому если ты видишь кого-то у кого выпучены глаза, он то погружается в воду, то слегка выныривает, движения его беспорядочны, он барахтается и пытается двигаться к берегу – скорее всего этот человек тонет и ему нужна помощь.
Если есть возможность о тонущем человеке всегда надо сообщить взрослым. Если взрослых нет, то плыть к нему надо по самой короткой линии от берега (если ты на берегу). При этом постарайся запомнить ориентир на земле, если человек уйдет под воду, то ты примерно будешь знать, где его искать. Спасать человека лучше используя любое плавсредство (круг, накачанную шину, матрас), он и ты сможете схватиться за него и отдохнуть. Если тонет взрослый, который крупнее тебя, то спасать его самостоятельно и без плавсредств для тебя опасно, ты вряд ли его вытащишь, скорее он в панике утащит тебя под воду.
Утонувшего человека еще можно спасти в течение 6-7 минут, поэтому не оставляй попыток найти того кто ушел под воду.
Если тонущий способен нормально реагировать на тебя, то успокой его, пусть держится за твои плечи со стороны спины, а ты греби на животе к берегу брасом. Неадекватного человека надо брать сзади (можно за волосы), так чтобы голова его была над водой, и грести к берегу. Если человек в панике хватает тебя, то надо резко нырнуть под воду, тонущий в испуге отпусти тебя. Если человек без сознания, то его надо взять за подбородок, так чтобы лицо было над водой, и в таком положении плыть к берегу.
Всегда помни и соблюдай правила безопасности на воде для детей и учи этому товарищей. Безопасность в данном случае не признак трусости, а осторожность разумных людей. Не поддавайся на провокации и глупости и не делай неправильные поступки из-за того что все так делают.
Ребенок - велосипедист
Детям до 14 лет запрещается передвигаться по проезжей части
ü Детям в возрасте с 7 до 14 лет разрешается движение на велосипеде по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (по стороне движения для пешеходов), велосипедным дорожкам, в жилых зонах, обозначенных специальными знаками
ü Детям в возрасте старше 14 лет разрешается управлять велосипедом на велосипедной, велопешеходной дорожках или по полосе для автомобилистов
ü При управлении велосипедом необходимо использовать защитный шлем, налокотники, наколенники, одежду со световозвращающими элементами, велосипедные перчатки.
Ребенок-мотоциклист
Хочу такой сайт
Если ребенок катается на мотоцикле, по Правила дорожного движения причисляют его к водителям, которые являются участниками дорожного движения.
Водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и предъявить по требованию сотрудников полиции для проверки:
ü Водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории, в нашем случае – категории «М» и «А1», которое выдается в подразделениях Госавтоинспекции лицам, достигшим 16 лет после прохождения обучения в автошколе и успешной сдачи квалификационных экзаменов
ü Регистрационные документы на транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа – и на прицеп (кроме прицепов к мопедам)
ü Страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.
Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях страдают около 2 тысяч детей-водителей мототранспортных средств, более 50 детей погибают.
ЗАДУМАЙТЕСЬ, ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК СЕСТЬ ЗА РУЛЬ МОТОЦИКЛА?
Новые изменения в ПДД
(ноябрь 2018г.)
Правила для пассажиров в личном, легковом транспорте:
1. Перевозка детей. Дети до 7 лет, должны ехать в детских удерживающих системах (ДУС), которые соответствуют весу и возрасту пассажира: детская люлька, съемное детское кресло, дополнительное сидение, противоударный экран (ГОСТ 41.44-2005).
На заднем сидении пассажира от 7 до 11 лет можно перевозить в ДУС
или просто пристегнуть ремнем безопасности.
На переднем сидении дети до 11 лет (включительно) перевозятся
только с использованием ДУС по весу и возрасту.Хочу такой сайт
2. Под запретом: бескаркасные детские кресла, корректоры (адаптер) лямок ремня безопасности типа ФЭСТ, мягкие, нефиксируемые накладки на сиденья (мягкие подушки, свернутые одеяла и прочее).
3. Запрещено оставлять в машине во время стоянки ребенка младше 7 лет в отсутствии совершеннолетнего.
4. Не открывай дверь легкового автомобиля во время движения и не пытайся сесть в него или выйти до тех пор, пока автомобиль окончательно не остановился.
5. Садись в легковой автомобиль и выходи из него только со стороны тротуара или обочины дороги.
6. Не отвлекай водителя во время движения разговорами, поведением, вопросами и восклицанием.
7. Не высовывай части тела из окон автомобиля во время движения.
Рекомендации по изучению правил дорожного движения
(для родителей и педагогов)
Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах и дорогах, когда в 6-7 лет ребёнок становится участником дорожного движения, встаёт проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах.
Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов детской безопасности на дорогах и профилактики травматизма. Такой подход включает в себя учебную и внеурочную деятельность, работу с родителями, информационное и материально-техническое обеспечение со стороны администрации.
Основная цель при планировании внеурочных мероприятий по изучению правил дорожного движения - это создание условий для формирования у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Не плохо, если педагог будет систематически проводить с детьми и кратковременные беседы - пятиминутки, напоминая им о том, как следует вести себя на улице. Эти беседы должны учитывать сезонные изменения, метеорологические условия, дорожную обстановку. Они могут быть сделаны в конце занятия или классного часа. Важную роль в обучении детей правилам движения и воспитании и у них культуры безопасного поведения на дороге играет взаимодействие образовательной организации с ОГИБДД и другими заинтересованными ведомствами. Поэтому желательно приглашать на такие мероприятия сотрудников ГИБДД.
В процессе обучения детей правилам дорожного движения в начальной школе, основная задача родителей и педагогов — сформировать три основных навыка поведения, которые помогут ребенку сориентироваться в дорожных ситуациях.
· Навык сосредоточения внимания — это определение границы психологического переключения в связи с переходом в опасную зону, а также необходимость адекватной оценки обстановки.
· Навык наблюдения — умение видеть предметы, как подвижные (автомобили, движущиеся по дороге) так и неподвижные (автомобили, стоящие у обочины, кусты и т.д.), закрывающие обзор проезжей части и воспринимать их как потенциальную опасность.
· Навык самоконтроля — необходимость соблюдения спокойствия на проезжей части во время перехода дороги.
Не рекомендуется в обучении младших школьников, особенно в 1-2 классах, пользоваться методами запугивания, использования цифр негативной динамики дорожных происшествий. Страх так же вреден, как неосторожность и беспечность. Эффективнее будет ориентация на побудительные мотивы безопасного поведения, например, осознание возможных последствий неправильного поведения, которое может привести к несчастным случаям и авариям.
Не следует в то же время заставлять учащихся механически заучивать правила дорожного движения. Главное — понимание, осмысление и осознание правил. Тогда знания превращаются в умения и навыки (автоматические действия) и положительную привычку всегда их соблюдать.
Привычки, как сложившийся способ поведения, постепенно приобретают характер потребности и со временем могут перерастать в устойчивые черты характера. Поэтому необходимо формировать положительные привычки: играть только в специально отведенных местах, во дворах, парках; правильно и безопасно переходить улицы и дороги; в сложных дорожных ситуациях уметь обращаться за помощью к взрослым.
Уважаемые родители!
Каждый из вас желает видеть своего ребенка здоровым и невредимым. И каждый уверен, что-его-то сообразительный малыш под колесами автомобиля уж точно не окажется. Но если ребенок вовремя не пришел домой, родители начинают волноваться: «все ли благополучно?», придумывая различные варианты развития событий, судорожно обзванивая друзей и знакомых, с которыми, возможно находится их дитя. Только бы ничего не случилось! Это извечная человеческая боязнь случая в наше время и обоснована она тем, что вот уже несколько десятков лет несчастные случаи, как угроза здоровью и жизни ребенка, опережают болезни.
В семье не жалеют времени на то, чтобы поиграть с ребенком, погулять, научить читать или рисовать, определить его в спортивные секции, во всевозможные кружки, но редко находят пять минут в день, полчаса в неделю, чтобы научить ребенка избегать несчастного случая, особенно на улице.
Достаточно изучить "истории болезней" детей, пострадавших от травм, полученных в результате дорожно-транспортного происшествия, побеседовать с врачом — хирургом или травматологом, чтобы понять простую истину: Из каждых двадцати случаев девятнадцать, оказывается, типичны, - часто повторяются, возникают в одних и тех же стандартных ситуациях, число которых не так уж велико. Ситуации эти можно знать, а поведению в них — научить. А значит, несчастье можно предотвратить!
Главным в воспитании законопослушного гражданина (в том числе и как участника дорожного движения) для родителей должен быть принцип «Делай, как я». Чтобы ребенок не нарушал Правила дорожного движения, он должен не просто их знать - у него должен сформироваться навык безопасного поведения на дороге. Даже если вы опаздываете, все равно переходите через дорогу там, где это разрешено Правилами; в собственном автомобиле соблюдайте скоростной режим; пристегивайтесь ремнями безопасности и не позволяйте находиться детям до 12 лет на переднем сиденье. Наглядный пример родителей будет куда эффективнее, чем сотни раз повторенные слова «не ходи на красный сигнал».
Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и внимательными! Знайте, если Вы нарушаете Правила дорожного движения, ваш ребенок будет поступать так же!
Помните, что вы становитесь участником дорожного движения не с проезжей части дороги, а с тротуара. Поэтому, отправляясь в школу с ребенком, объясните ему, что нужно быть внимательным с первых же шагов, выходя из подъезда дома. Пройдите с ним весь путь и старайтесь показывать наиболее опасные участки на дороге. Укажите на опасности, которые возникают при посадке в общественный транспорт и, особенно, при высадке из автобуса или троллейбуса.
Научите своих детей правилам безопасного перехода проезжей части дороги!
Вместе обсуждайте наиболее безопасные пути движения, ежедневно напоминайте ребенку:
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПЕРЕЙТИ ЧЕРЕЗ ДОРОГУ - УБЕДИСЬ В БЕЗОПАСНОСТИ!
Объясните ребенку, что остановить автомобиль сразу - невозможно! Научите детей тому, что переходить проезжую часть дороги из-за стоящего транспорта, опасно для жизни! Учите предвидеть скрытую опасность!
Чтобы правильно выстроить процесс обучения, необходимо учитывать психологические и возрастные особенности детей.
1. При выходе из дома
1.1. Если у подъезда дома возможно движение транспортных средств, сразу обратите на это внимание ребенка и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед.
1.2. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь – нет ли за препятствием опасности.
2. При движении по тротуару
2.1. Придерживайтесь правой стороны тротуара.
2.2. Не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находится со стороны проезжей части.
2.3. Маленький ребенок должен идти рядом со взрослым, крепко держась за руку.
2.4. Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом из двора или с территории предприятия.
2.5. Разъясните детям, что забрасывание проезжей части (камнями, стеклом и др.) и повреждение дорожных знаков могут привести к несчастному случаю.Хочу такой сайт
2.6. Не позволяйте детям идти по проезжей части, коляски и санки с детьми возите только по тротуару.
2.7. При движении группы ребят учите их идти в паре, выполняя все указания взрослых, сопровождающих детей.
3. Готовясь перейти проезжую часть дороги
3.1. Остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть.
3.2. Привлекайте ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге.
3.3. Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.
3.4. Учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства.
3.5. Не стойте с ребенком на краю тротуара, так как во время движения транспортное средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами.
3.6. Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у автомобиля и жестах мотоциклиста и велосипедиста.
3.7. Неоднократно покажите ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
4. При переходе проезжей части
4.1. Переходите проезжую часть дороги только по пешеходным переходам или на перекрестках – по линии тротуара, иначе ребенок привыкнет переходить где придется.
4.2. Начинайте движение только на зеленый сигнал светофора, убедившись при этом в собственной безопасности, и в том, что водители видят и пропускают пешехода. Зеленый мигающий сигнал светофора разрешает движение только транспорту!
Ребенок должен привыкнуть, что на красный сигнал не переходят, даже если нет транспорта.
4.3. Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры; ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги разговоры излишни;
4.4. Не спешите и не бегите; переходите через дорогу всегда размеренным шагом, но не медленно.
4.5. Переходите проезжую часть строго поперек дороги, а не наискосок. Ребенку нужно объяснить, что это делается для лучшего наблюдения за автомототранспортными средствами.
4.6. Не выходите на проезжую часть из-за транспортного средства или из-за кустов, не осмотрев предварительно дорогу, приучайте ребенка делать так же.
4.7. Не торопитесь перейти через дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним, приучите ребенка, что это опасно.
4.8. Не начинайте переходить проезжую часть дороги, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг. Объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка или двора дома.
4.9. При переходе проезжей части по нерегулируемому переходу в группе людей учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта, иначе ребенок может привыкнуть при переходе подражать поведению спутников, не наблюдая за движением транспорта.
5. При посадке и высадке из транспортных средств общего пользования (автобуса, троллейбуса, трамвая и такси)
5.1. Выходите впереди ребенка: маленький ребенок может упасть, ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть.
5.2. Подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной его остановки. Ребенок, взрослый, может оступиться и попасть под колесо.
5.3. Не садитесь в транспорт общего пользования (троллейбус, автобус) в последний момент при его отправлении (может прижать дверьми).
5.4. Научите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место для ребенка: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне, кроме того, пешеходы здесь часто спешат и могут вытолкнуть ребенка на проезжую часть.
6. При ожидании транспортных средств общего пользования
Стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине.
7. При движении в автомобиле
7.1. Приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье, не
разрешайте сидеть рядом с водителем.
7.2. Не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять между сиденьями; при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться в переднее стекло или панель. Ребенок обязательно должен находиться в детском автокресле!
7.3. Не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.
8. При поездке в транспортном средстве общего пользования
8.1. Приучите детей крепко держаться за поручни, чтобы при торможении ребенок не получил травму от удара.
8.2. Научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ БЕЗОПАСНОГО ПЕРЕХОДА ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ДОРОГУ
1. Вначале найти безопасное место для перехода.
Комментарий: именно "найти"! Главное - перейти не только "в установленном месте" (не всегда рядом есть "зебра" или знак), а в месте отличного обзора. Не у поворотов, из-за которых могут выскочить автомобили. Как можно дальше от стоящих транспортных средств и других помех обзору.
2. Стой на тротуаре возле обочины (проезжей части).
Комментарий: обязательно "стой"! Всегда нужна остановка, пауза для наблюдения и оценки обстановки. Никогда не выходите, не выбегайте "с ходу"!
3. Осмотрись или прислушайся - нет ли автомобиля.
Комментарий: "осмотрись", - поверни голову и налево, и направо, и помни, что автомобиль может быть СКРЫТ от пешехода.
4. Если видишь приближающийся автомобиль - дай ему проехать.
СНОВА ПОСМОТРИ ПО СТОРОНАМ.
НИЧТО НЕ МЕШАЕТ ОБЗОРУ И НЕ УГРОЖАЕТ ЖИЗНИ?!Хочу такой сайт
5. Если поблизости нет автомобилей -
переходи через дорогу под прямым углом.
Нет поблизости - значит, нет ни приближающихся, ни проехавших, ни стоящих.
6. Продолжай внимательно смотреть и прислушиваться, пока не перейдешь проезжую часть дороги.
Комментарий: смотреть по сторонам при переходе надо неоднократно, ведь обстановка может измениться: автомобиль, двигающийся прямо, может неожиданно повернуть или у него могут отказать тормоза.
Изучение ПДД так же необходимо, как и изучение
основных предметов (математики, русского языка).
Ведь безопасность жизни наших детей важна не менее
показателя их интеллектуального развития.
Правила поведения на снежных и ледяных горках
Снежная или ледяная горка – это замечательное развлечение на свежем воздухе зимой. При этом необходимо соблюдать ряд правил, чтобы эта зимняя забава не принесла неприятности: различные травмы. Вот эти правила:
1. Обращай внимание, чтобы рядом с горкой не было транспортных средств!
2. Соблюдай дистанцию с другими участниками при катании с горки!
Начинать движение с горки можно только тогда, когда предыдущий участник полностью скатился и ушел с ледяного полотна горки.
3. Подниматься на горку нужно только с обратной стороны ледяного полотна горки по специально построенным ступенькам. Подниматься на горку по ледяному полотну строго запрещено!Хочу такой сайт
4. Кататься с ледяной или снежной горки лучше на специальных приспособлениях: ледянках, тюбингах («ватрушка», надувные санки), НО всегда в положении СИДЯ. Запрещено кататься в положении стоя, на корточках, лежа.
5. Для катания с горки лучше одеться соответствующим образом: лыжный костюм, пуховик, спортивные штаны, удобная спортивная обувь, рукавицы, перчатки.
6. При необходимости окажи первую доврачебную помощь пострадавшему участнику зимней забавы, обратись за помощью к взрослым, вызови скорую медицинскую помощь.
Строго запрещено катание с несанкционированных горок!
Несанкционированные горки – это горки, устроенные вблизи проезжей части, при выезде на нее в процессе катания, можно стать участником дорожно-транспортного происшествия.
Телефоны экстренных служб для вызова с мобильного телефона
Для экстренного вызова специальных служб работает номер 112 на русском и английском языках.
Вызов с номера экстренного вызова 112 возможен:
- с городского телефона
- при отсутствии денежных средств на вашем счёте,
- при заблокированной SIM- карте,
- при отсутствии SIM – карты телефона.
Звонок в экстренные службы является бесплатным.
Телефоны экстренных служб Киселёвского городского округа
УВД ГОРОДА, тел. 02, 2-19-35
ОТДЕЛ ФСБ тел. 2-05-01, тел. 2-05-06
ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА тел 01, 6-25-50, 5-45-40
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА тел 7-16-15
УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ГО И ЧС тел 2-13-70, 6-17-66
СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ тел. 03
Единая диспетчерская служба тел. 05
ЭНЕРГОСЕТЬ тел. 2-06-23, 5-08-90